Cloaking — адаптация контента под тип браузера, операционную систему, IP-адрес посетителя.
Клоакинг воспринимается неоднозначно — кто-то называет это стелс-технологией для веб, другие — способом рекламирования, а некоторые даже называют жульничеством. Всё это субъективные оценки, основанные на личном восприятии.
Наиболее распространенное значение термина «клоакинг» — вывод данных в зависимости от переданного HTTP-заголовка `User-Agent`. К примеру, если значением `User-Agent` является строка:
- Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 6.0)
то это означает, что страницу открыли браузером MS Internet Explorer 7.0. В таком случае нет смысла загружать CSS с правилами `-moz-border-radius`, так как они работают только в браузере Firefox:
- Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru; rv:1.9.0.5) Gecko/2008120122 Fi
refox/3.0.5
А если значением `User-Agent` является строка:
- Googlebot/2.1 (+http://www.googlebot.com/bot.html)
то наличие кнопок «добавить в избранное», «версия для печати» уже под вопросом — а действительно ли они нужны роботу? Или хотели бы вы, чтобы эти строки проиндексировались поисковой машиной?
Уровень модификации сайта зависит только от возможностей и фантазии разработчика, а клоакинг может быть и плохим, и хорошим.
Адаптация под IP-адрес применяется в основном в целях безопасности. Так, например, адреса анонимных прокси-серверов и спамерских сетей часто блокируются. А некоторые платежные системы ограничивают регистрацию посетителей с IP-адресами стран, где обслуживание не производится.
Адаптация под операционную систему встречается редко: техническая необходимость в этом уже не актуальна — для `MacOS X` и даже `BeOS` разработан весьма качественный браузер, а эффект от контекстной рекламы с учетом конкретной операционной системы почти незаметен.
С технической стороны реализация клоакинга достаточно проста, по сравнению, например, с реализацией списка рассылки. Во многих современных системах публикации данных (CMS) возможность клоакинга встроена по умолчанию и настраивается по желанию администратора.
К сожалению, многочисленные манипуляции с контентом недобросовестными веб-разработчиками привели «клоакинг» в черный список технологий с точки зрения администраторов поисковых машин.